вторник, 12 ноября 2013 г.

60% компаний считают основным фактором, ограничивающим инновационное развитие, дефицит высококвалифицированных рабочих кадров.

Кадровый советник (Тула) информирует: из Госдумы сообщают.

Комитет по образованию обсудил перспективы развития среднего профобразования в регионах


Комитет по образованию на расширенном заседании, состоявшемся 11 ноября под председательством Вячеслава Никонова, обсудил вопрос совершенствования системы среднего профессионального образования и профобучения в субъектах Федерации.

В дискуссии участвовали депутаты, представители Министерства образования и науки, руководители региональных колледжей и техникумов.

Заместитель председателя Комитета Виктор Шудегов назвал обсуждаемый вопрос «чрезвычайно важным для экономики России». Он отметил, что 62% занятого населения России работает на должностях среднего уровня квалификации. По данным РСПП, 60% компаний считают основным фактором, ограничивающим инновационное развитие, дефицит высококвалифицированных рабочих кадров.

По информации В.Шудегова, в российских техникумах и колледжах обучаются более 2 млн. 600 тысяч юношей и девушек. «Система среднего профессионального образования
должна быть предметом особой заботы и контроля государства», - считает он.

В числе проблем отрасли В.Шудегов назвал низкую зарплату преподавателей при одновременном увеличении нагрузки, старение кадров, слабую материально-техническую базу. «О каком развитии можно говорить, когда 22% зданий СПО находятся в аварийном состоянии, капитального ремонта требуют более трети общежитий, специалистов для новой экономики готовят на старом оборудовании?» - сказал он, добавив, что доля финансирования СПО в консолидированном бюджете образования снизилась с 9,7% в 2008 году до 7,4% в 2012 году.



По словам Вячеслава Никонова, произошедшая в России деиндустриализация существенно снизила потребность в рабочих кадрах и в обозримом будущем не удастся выйти на тот уровень промышленного производства, который был в конце 90-х годов. «Парадокс нынешней системы в том, что на рынке труда более востребованы люди с высшим образованием, чем со средним профессиональным. Конечно, высокотехнологичная экономика требует высококвалифицированных рабочих кадров, но таковыми не становятся в юном возрасте», - заметил он, указав вместе с тем на сложность прогнозирования потребности тех или иных отраслей в профессиональных кадрах.

«Проблема связана со стратегией развития, с перспективами реиндустриализации, - пояснил он. - Пока такой политики не видно, как и серьезных инвестиционных программ развития промышленности за пределами ВПК. Нам часто говорят, что неэффективные производства должны исчезнуть. А это предполагает исчезновение целых профессий. Если бы наши коллеги в Китае и Сингапуре 30 лет назад решили пойти по такому пути, они вынуждены были бы в полном составе ползти на кладбище, потому что никаких эффективных производств там не существовало. Они возникли в результате целенаправленной деятельности правительства, которое стимулировало развитие этих отраслей».

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Дёмин отметил, что новый закон об образовании создает предпосылки для положительных изменений в системе профобразования. Вместе с тем, он констатировал, что многие учебные заведения оказались не готовы к новым функциям, которыми наделяет их закон. Кроме того, без активной позиции работодателя система среднего профобразования в рамках действующего закона не выдержит конкуренции с высшим образованием и не будет играть заметной роли в развитии производительных сил. У работодателей должны быть стимулы к тому, чтобы брать обучающихся на практику, которой отведено 60% учебного времени, считает В.Дёмин. Он предложил вернуть в правовое поле понятие «базовое предприятие».

Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Наталия Золотарёва сообщила, что потребность в рабочих профессиях в 2015 году составит 2 млн. человек. «Половина этой потребности может быть удовлетворена за счет выпускников системы СПО» - сказала она. - Остальной объем добирается учебными центрами на предприятиях и центрами по профподготовке взрослого населения».

Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова высказала опасение за судьбу сельских учреждений СПО, расположенных на удаленном расстоянии от городов. «Там не идет речь о подготовке высококвалифицированных кадров - готовят рабочих для сельского хозяйства. Но закрытие таких учреждений будет нарушением прав граждан, потому что далеко не каждый сможет поехать учиться за пределы районного центра», - сказала она.

Директор Чебоксарского электромеханического колледжа Алексей Судленков высказался за создание малых предприятий при учреждениях СПО. Это, по его словам, позволит решить проблему дополнительных инвестиций и повысить зарплату педагогам.

Заместитель директора Смоленского промышленно-экономического колледжа Сергей Картошкин указал на необходимость повышения эффективности системы профориентации школьников.

В ходе заседания было также предложено распространить систему льготного ипотечного кредитования на преподавателей системы СПО, повысить стипендию обучающимся, а к 2015 году увеличить зарплату педагогам, работающим в системе СПО.

Правительству рекомендовано продолжить государственную поддержку региональных систем профессионального образования, разработать механизм приоритетного формирования госзаказа предприятиям реального сектора экономики, инвестирующим в развитие профобразования. Источник: 

.
Futboholic
.
Unit
.
OZON.ru
.
Жми на кнопки соц.сетей, если сообщение понравилось - расскажи друзьям и знакомым о новостях, поделись полезной информацией!