среда, 27 апреля 2016 г.

Минэкономики намерено пресечь волокиту при оплате госзаказчиками контрактов

Кадровый советник (Тула) информирует:   Минэкономики намерено пресечь волокиту при оплате госзаказчиками контрактов

Минэкономики намерено пресечь волокиту при оплате госзаказчиками контрактов, для этого ведомство подготовило поправки к закону о госзакупках и КоАП. По данным Генпрокуратуры, неисполнение обязательств по оплате госконтрактов носит "массовый характер", а долг по ним к концу 2015 года составлял около 25 млрд руб. Теперь чиновникам придется рассчитываться с малым бизнесом в течение десяти дней, а с крупными подрядчиками - в месячный срок, за нарушение этих требований им грозит штраф 20-30 тыс. руб. или дисквалификация.

Минэкономики направило в Минюст согласованные с профильными ведомствами поправки к закону о госзакупках 44-ФЗ, они распространяют предельный месячный срок оплаты заказчиком
исполненного контракта или его отдельных этапов (сейчас применяется к сделкам с субъектами малого бизнеса) на отношения со всеми подрядчиками. Это должно повысить финансовую дисциплину госзаказчиков, снизить риски исполнителей государственных и муниципальных контрактов и повысить привлекательность участия в госзакупках, говорится в пояснительной записке.

Проект был опубликован для общественного обсуждения еще в сентябре, но его согласование затянулось более чем на полгода. Согласно отзывам, Счетная палата предложила сократить предельный срок оплаты по контрактам с малым бизнесом до десяти дней (Минэкономики обещает внести такую поправку во втором чтении), а ФАС предупредила, что нарушение заказчиками предельного срока оплаты позволит подрядчикам взыскивать неустойку, что приведет к дополнительным бюджетным расходам. "Деловая Россия" и Генпрокуратура, однако, считают, что просрочки и сейчас дорого стоят бюджету.

Так, в Кабардино-Балкарии министерства строительства, ЖКХ и здравоохранения, не оплатившие контракты на 326 млн руб., были оштрафованы на 10 млн руб. Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ ссылается на многочисленные обращения предпринимателей о просрочках оплаты заказчиками обязательств по выполненным контрактам. В кризис это особенно негативно отражается на некрупном бизнесе, отмечают в ТПП (что, впрочем, вряд ли свидетельствует об эффективности уже действующей меры). В РСПП же, хотя и поддерживают повышение договорной дисциплины, опасаются "возможных затруднений" при реализации госзаказчиками "выплат по контрактам в ограниченные сроки", предлагая разрешить им "при необходимости" преодолевать запрет "путем уточнения условий контрактов".

Последним согласился ограничить волокиту заказчиков Минфин, он рассмотрел проект лишь 4 апреля, после того как Минэкономики направило его в Минюст (последний этап перед внесением документа в правительство) с указанием, что финансовое ведомство в установленные регламентом сроки свою позицию по поправке не представило. Минфин в итоге поправку поддержал, указав, что, поскольку условие о сроках оплаты подлежит обязательному включению в госконтракт, федеральные органы власти, "Росатом" и "Роскосмос" должны предусмотреть в типовых условиях контрактов определение порядка оплаты по ним, включая авансирование.

Отметим, генпрокурор Юрий Чайка в конце января уже предлагал премьер-министру Дмитрию Медведеву ввести административную ответственность госзаказчиков за нарушение сроков оплаты контрактов. Прокурор сообщил об итогах работы по исполнению поручения президента Владимира Путина: в июле 2015 года он требовал пресечь нарушения заказчиков. По данным Генпрокуратуры, неисполнение обязательств по оплате госконтрактов носит "массовый характер", совокупный объем долга на 1 сентября 2015 года составлял около 20 млрд руб., а на 1 декабря - около 25 млрд руб. Основная причина волокиты - дефицит местных бюджетов, но распространены и злоупотребления со стороны госзаказчиков. Неоплата контрактов ведет к задолженности по зарплате, налогам и невыполнению обязательств поставщиков перед контрагентами, вынуждает подрядчиков брать кредиты, а государство - платить штрафы, жаловался генпрокурор, предлагая привлекать за такие нарушения должностных лиц к административной ответственности по аналогии уже действующими в КоАП санкциями в сфере гособоронзаказа. Генпрокуратура также предлагает предусмотреть возможность дисквалификации виновных за неоднократные нарушения. Минэкономики по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова уже направило на согласование в Минфин, ФАС и ОНФ проект поправок к КоАП о штрафах в размере 20-30 тыс. руб. за нарушения как при оплате госконтрактов, так и при их авансировании.

Автор: Коммерсантъ (Анна Пушкарская). 


Сопротивление недобросовестным покупантам


Как стало известно, премьер Дмитрий Медведев поручил экономическому блоку Белого дома обеспечить полный переход закупок объемом 29 трлн руб. на электронные торги до 1 июля 2017 года и дал два месяца на ужесточение правил выбора поставщиков в рамках законов о контрактной системе и о закупках госкомпаний (44-ФЗ и 223-ФЗ). Правила ужесточаются независимо от цены договора - вопреки пролоббированному ранее "Газпромом" ограничению 200 млн руб. Перевод закупок унитарных предприятий под действие закона 44-ФЗ уже вызвал резкое несогласие "Росатома" и правительства Москвы.

В распоряжении редакции оказался перечень поручений по модернизации системы закупок, подписанный Дмитрием Медведевым 9 апреля по итогам мартовского совещания с участием администрации президента, Минэкономики, ФАС, Госдумы и Минстроя. Премьер потребовал от подчиненных ускорить перевод на электронные процедуры всех видов закупок: переход на них будет возможен с 1 января 2017 года, а обязанность их применять наступит для госзаказчиков с 1 июля 2017 года (для муниципальных заказчиков - с 1 января 2018 года). По данным Минэкономики, объем закупок составляет 29 трлн руб. (6 трлн руб.- госзакупки 44-ФЗ и 23 трлн руб.- закупки госкомпаний) - почти половину ВВП страны. Поправки к законам о них (в том числе ко второму чтению) чиновники должны подготовить до июня, чтобы Госдума приняла их до конца сессии.

Наибольшее сопротивление вызвал внесенный в Госдуму 5 апреля проект о переводе бюджетных закупок унитарных предприятий под действие 44-ФЗ. В 2015 году мэр Москвы Сергей Собянин пожаловался Дмитрию Медведеву на то, что через субсидии ГУПам строится более половины объектов адресной инвестиционной программы Москвы, в том числе метро, а предусмотренный 44-ФЗ предельный вес неценовых критериев при выборе подрядчика - 40% - приведет к снижению качества строек и их затягиванию.

Мэр попросил отсрочить реформу до 2017 года хотя бы для ГУПов и МУПов городов федерального значения. Отсрочку в итоге получили все унитарные предприятия - но по поручению премьера, теперь требования контрактной системы распространят на автономные учреждения и фонды, и все эти заказчики лишатся возможности получать из бюджета субсидии на закупки, о непрозрачности и бесконтрольности которых давно заявляло Минэкономики.

Против перевода своих ФГУПов под действие закона о контрактной системе 7 апреля выступил "Росатом" - директор департамента методологии и организации закупок госкорпорации Роман Зимонас обратился в Минэкономики с просьбой освободить от новаций подведомственные госкорпорации 23 ФГУПа со статусом федеральных ядерных организаций (объем их закупок - 77,5 млрд руб.). Автор письма ссылается на то, что ФГУПы активно участвуют в импортозамещении и выигрывают на торгах крупных компаний подряды с "зачастую сжатыми" сроками исполнения, а переход на 44-ФЗ сделает их неконкурентоспособными и сократит их выручку (в 2015 году она составила 183,8 млрд руб.). Недоволен "Росатом" и тем, что в рамках 44-ФЗ будет сложнее отдавать подряды единственным поставщикам. Однако, по словам замглавы Минэкономики Евгения Елина, цель реформы вообще удалить ГУПы с конкурентного рынка: монополисты и предприятия, чьи функции, например, в ядерной сфере, государство сочтет эксклюзивными, должны стать бюджетными учреждениями и не заниматься бизнесом - а ГУПы, занимающиеся коммерческой деятельностью, должны быть акционированы и играть по общим правилам.

Отметим, что, вопреки пожеланиям московской мэрии и "Росатома", премьер поручил еще больше снизить долю неценовых критериев в госзакупках (до 20%) - и резко ограничить возможность передачи подрядов единственным поставщикам. В том числе исключить передачу им субподрядов, которые нельзя будет передавать и аффилированным с генподрядчиком юрлицам в рамках квоты для малого бизнеса. Отказалось правительство и от достигнутого ранее компромисса с "Газпромом" ограничить ужесточение условий закупок по 223-ФЗ стоимостью контрактов до 200 млн руб. Премьер, поддержав своего первого заместителя Игоря Шувалова и главу ФАС Игоря Артемьева, велел распространить новые правила на все закупки.

К реализации всех этих мер уже к июню должны быть готовы будущие универсальные электронные площадки (ЭТП), которые станут операторами не только госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но также приватизации и продажи имущества банкротов. Требования к таким ЭТП и их перечень должны быть внесены в правительство к июню этого года. По данным источников в правительстве, господин Шувалов уже предложил президенту и премьеру выбрать три-пять универсальных операторов, что, по прогнозам чиновников, приведет к ротации действующей пятерки организаторов торгов по 44-ФЗ.

Автор: Коммерсантъ (Анна Пушкарская, Санкт-Петербург). 



Источник: КС




КАЛЕНДАРЬ  БИЗНЕС-МЕРОПРИЯТИЙ   НА   2016 ГОД  - ЗДЕСЬ >>
Выставки, семинары, тренинги, круглые столы
Россия, Китай, Испания, Италия, Израиль





.
А для HR-ов мы подготовили специальную страницу -
оригинальные товары для сотрудников, в офис, для шефа,
идеи для корпоративных мероприятий и  праздников, дней рождения и т.д.
Выбирай и заказывай здесь >>







Большая Птица - онлайн учет

                                            БЕСПЛАТНО! - для малого бизнеса!



Жми на кнопки соц.сетей, если сообщение понравилось - расскажи друзьям и знакомым о новостях, поделись полезной информацией!