Кадровый советник (Тула) информирует: Увольнение с поощрением
В нынешний кризис компании активно используют опыт оптимизации расходов, накопленный в 2008-2009 годах, говорится в докладе Высшей школы экономики "Управление человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях". Основными путями сокращения расходов по-прежнему остаются увольнения персонала, акцент на нематериальное поощрение сотрудников и более эффективное использование возможностей соцпакетов.
Кризис 2008 года стал для предприятий РФ стимулом оптимизировать производство - и нынешний кризис является нарастающим продолжением этого тренда. Опыт 2008-2009 годов подсказывает руководителям предприятий, как лучше выстроить кризисные
стратегии управления человеческими ресурсами, снизить издержки на персонал и добиться максимальной отдачи от сотрудников. Об этом говорится в исследовании сотрудников кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики "Управление человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях". Эксперты опросили руководителей кадровых служб более 100 предприятий и фирм в 14 различных отраслях - финансах, добывающей и обрабатывающей промышленности, образовании, строительстве, телекоме, транспорте и т. д.- с общим числом сотрудников около 1,8 млн человек. Весь персонал исследуемых компаний был разделен на три категории: менеджеры, специалисты и рядовые работники (рабочие или офисные служащие). Отслеживались динамика численности персонала за последние три года, методы ее регулирования и сокращения издержек компаний, каналы и методы привлечения и отбора сотрудников, гибкие формы использования рабочего времени и рабочего места.
Одним из главных трендов российского рынка труда ожидаемо оказалось сокращение компаниями списочного числа сотрудников. Опрос показал, что 47,7% компаний за последние три года сократили персонал, около 21% - оставили все как есть, а увеличили число работников менее 30%. Около половины организаций заявили о приостановке набора новых людей - при этом заморозка вакансий почти в равной степени коснулась менеджеров, специалистов и рядовых работников. Наиболее распространенный способ избавления от сотрудников - увольнение по собственному желанию: так расстаются с рядовыми сотрудниками и специалистами около 50% компаний, в 35% случаев так увольняют и менеджеров. "Мы понимаем, что это показатель скрытых способов сокращения",- прокомментировала полученный результат один из авторов работы Ольга Зеленова. К индивидуальным увольнениям по инициативе работодателя прибегают менее трети опрошенных, а массовые увольнения и "концентрированные увольнения по категориям и подразделениям" практикуют не более 7-8% организаций. Как правило, они распространяются на рядовой персонал "без специальных компетенций". Другой распространенный способ избавиться от лишних рабочих и служащих - отказ от продления срочных трудовых договоров и вывод работников на аутсорсинг. Кадровые пустоты, возникающие из-за сокращений, компании предпочитают заполнять за счет внутренних перемещений, чаще других так менять позиции приходится специалистам и работникам.
Чтобы как-то стимулировать оставшихся сотрудников в отсутствие планов роста зарплат (подробнее см. "Ъ" от 26 января), компаниям приходится все чаще прибегать к нематериальным поощрениям - благодарностям, фотографиям на доске почета, корпоративным наградам и конкурсам лучших сотрудников. Но основные стимулы продолжают оставаться вполне традиционными - это денежные вознаграждения и дополнительные социальные льготы. При этом в системе поощрений все отчетливее преобладают выплаты, связанные с результатами деятельности, например оплата по результатам труда, премии за индивидуальные или коллективные достижения. "Это говорит о стремлении компаний оптимизировать издержки по оплате труда и еще об одной важнейшей проблеме большинства российских компаний - повышении производительности труда,- пояснила госпожа Зеленова.- Именно на нее работает денежное вознаграждение, связанное с результатами деятельности". Удержанию кадров служат различные схемы гибких льгот: участие в прибыли, опционные планы, льготные продажи акций сотрудникам - они, впрочем, популярны в относительно небольшой доле компаний. В качестве главной социальной льготы большинство (65% компаний) предлагает традиционную дополнительную медицинскую страховку.
Оптимизация косвенно затронула и способы привлечения и удержания сотрудников: компании постепенно отказываются от так называемой системы кафетерия, когда сотрудник сам выбирает, какие именно льготы он хочет включить в свой соцпакет. Все больше работодателей предлагают сотрудникам более выгодные для собственного бюджета готовые пакеты.
Источник: Коммерсантъ
Но нельзя забывать, что
Читать еще о мотивации:
В нынешний кризис компании активно используют опыт оптимизации расходов, накопленный в 2008-2009 годах, говорится в докладе Высшей школы экономики "Управление человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях". Основными путями сокращения расходов по-прежнему остаются увольнения персонала, акцент на нематериальное поощрение сотрудников и более эффективное использование возможностей соцпакетов.
Кризис 2008 года стал для предприятий РФ стимулом оптимизировать производство - и нынешний кризис является нарастающим продолжением этого тренда. Опыт 2008-2009 годов подсказывает руководителям предприятий, как лучше выстроить кризисные
стратегии управления человеческими ресурсами, снизить издержки на персонал и добиться максимальной отдачи от сотрудников. Об этом говорится в исследовании сотрудников кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики "Управление человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях". Эксперты опросили руководителей кадровых служб более 100 предприятий и фирм в 14 различных отраслях - финансах, добывающей и обрабатывающей промышленности, образовании, строительстве, телекоме, транспорте и т. д.- с общим числом сотрудников около 1,8 млн человек. Весь персонал исследуемых компаний был разделен на три категории: менеджеры, специалисты и рядовые работники (рабочие или офисные служащие). Отслеживались динамика численности персонала за последние три года, методы ее регулирования и сокращения издержек компаний, каналы и методы привлечения и отбора сотрудников, гибкие формы использования рабочего времени и рабочего места.
Одним из главных трендов российского рынка труда ожидаемо оказалось сокращение компаниями списочного числа сотрудников. Опрос показал, что 47,7% компаний за последние три года сократили персонал, около 21% - оставили все как есть, а увеличили число работников менее 30%. Около половины организаций заявили о приостановке набора новых людей - при этом заморозка вакансий почти в равной степени коснулась менеджеров, специалистов и рядовых работников. Наиболее распространенный способ избавления от сотрудников - увольнение по собственному желанию: так расстаются с рядовыми сотрудниками и специалистами около 50% компаний, в 35% случаев так увольняют и менеджеров. "Мы понимаем, что это показатель скрытых способов сокращения",- прокомментировала полученный результат один из авторов работы Ольга Зеленова. К индивидуальным увольнениям по инициативе работодателя прибегают менее трети опрошенных, а массовые увольнения и "концентрированные увольнения по категориям и подразделениям" практикуют не более 7-8% организаций. Как правило, они распространяются на рядовой персонал "без специальных компетенций". Другой распространенный способ избавиться от лишних рабочих и служащих - отказ от продления срочных трудовых договоров и вывод работников на аутсорсинг. Кадровые пустоты, возникающие из-за сокращений, компании предпочитают заполнять за счет внутренних перемещений, чаще других так менять позиции приходится специалистам и работникам.
Чтобы как-то стимулировать оставшихся сотрудников в отсутствие планов роста зарплат (подробнее см. "Ъ" от 26 января), компаниям приходится все чаще прибегать к нематериальным поощрениям - благодарностям, фотографиям на доске почета, корпоративным наградам и конкурсам лучших сотрудников. Но основные стимулы продолжают оставаться вполне традиционными - это денежные вознаграждения и дополнительные социальные льготы. При этом в системе поощрений все отчетливее преобладают выплаты, связанные с результатами деятельности, например оплата по результатам труда, премии за индивидуальные или коллективные достижения. "Это говорит о стремлении компаний оптимизировать издержки по оплате труда и еще об одной важнейшей проблеме большинства российских компаний - повышении производительности труда,- пояснила госпожа Зеленова.- Именно на нее работает денежное вознаграждение, связанное с результатами деятельности". Удержанию кадров служат различные схемы гибких льгот: участие в прибыли, опционные планы, льготные продажи акций сотрудникам - они, впрочем, популярны в относительно небольшой доле компаний. В качестве главной социальной льготы большинство (65% компаний) предлагает традиционную дополнительную медицинскую страховку.
Оптимизация косвенно затронула и способы привлечения и удержания сотрудников: компании постепенно отказываются от так называемой системы кафетерия, когда сотрудник сам выбирает, какие именно льготы он хочет включить в свой соцпакет. Все больше работодателей предлагают сотрудникам более выгодные для собственного бюджета готовые пакеты.
Источник: Коммерсантъ
Но нельзя забывать, что
Читать еще о мотивации:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Источник: КС
Жми на кнопки соц.сетей, если сообщение понравилось - расскажи друзьям и знакомым о новостях, поделись полезной информацией!
КАЛЕНДАРЬ БИЗНЕС-МЕРОПРИЯТИЙ НА 2016 ГОД - ЗДЕСЬ >>
Выставки, семинары, тренинги, круглые столы
Выставки, семинары, тренинги, круглые столы
.
А для HR-ов мы подготовили специальную страницу -
оригинальные товары для сотрудников, в офис, для шефа,
идеи для корпоративных мероприятий и праздников, дней рождения и т.д.
БЕСПЛАТНО! - для малого бизнеса!оригинальные товары для сотрудников, в офис, для шефа,
идеи для корпоративных мероприятий и праздников, дней рождения и т.д.
Жми на кнопки соц.сетей, если сообщение понравилось - расскажи друзьям и знакомым о новостях, поделись полезной информацией!