Выходное интервью – это исследование, которое проводится с
целью получения информации от сотрудников, покидающих компанию. Оно может
проходить, как в форме интервью, так и в форме анкеты.
Каким же образом происходит выходное интервью? В процессе подобного исследования возможно изучение следующих вопросов: касающихся заработной платы и прочих льгот, условий труда, возможности для карьерного роста, признания деятельности сотрудников руководителями, качества и количества рабочей нагрузки, а также отношения с сотрудниками и руководителями.
Но в этом и заключается проблема. Можно охватить большое
количество вопросов, однако каждая компания уникальна, как и цели, которые она
преследует при выходном интервью. Придерживаясь утверждения «один размер для
всех» или применяя методы, основанные на догадках – сразу обрекать ваше
исследование на неудачу. А что самое главное, вы тратите время и деньги, однако
упускаете возможность получить важную информацию, которая бы помогла в решении
проблем компании.
Не имеет значения, какой тип выходного интервью используется
и с кем оно проводится, первые вопросы всегда остаются неизменными. А именно:
· Какую информацию вы хотите получить в процессе исследования?
· Каким образом вы будете использовать полученные данные?
С виду эти вопросы кажутся достаточно простыми, однако
ответы на них зачастую бывают неоднозначными.
Что Вы хотите узнать? Каким образом выходное интервью поможет
в ведении дел компании? Пытаетесь ли вы удержать сотрудников? Последует ли
потом улучшение процесса обучения и развития? Изменятся ли отношения с
клиентами? Или ваша цель усовершенствование лидеров? или Снижение уровня
девиантности среди сотрудников? И Повышение этической культуры персонала?
Большинство компаний используют выходное интервью для
выяснения причин ухода своих сотрудников, а также для того, чтобы определить,
насколько они являются квалифицированными. Следует отметить, что использование
выходного интервью с целью удержания сотрудников является очень эффективным,
ведь помимо ответов на интересующие вопросы оно дает еще много прочей полезной
информации. Опросник всегда используется в соответствии с теми или иными
потребностями, потому для начала их необходимо обязательно выяснить.
Каким же образом можно применить полученные в процессе
исследования данные? Перед тем, как приступить к процессу реконструкции
выходного интервью одной компании, которое существует уже около 10 лет, я
обратил внимание на то, вопросник был необычайно длинным и состоял более чем из
200 пунктов. Я спросил их: «Зачем вам такое большое количество вопросов? На
что, один из менеджеров ответил мне: «На всякий случай, вдруг нам когда-нибудь
понадобится эта информация». Подобный подход несет не только огромные
финансовые расходы, но и является неуважением к личному времени респондентов.
Каждый вопрос, который имеет место в выходном интервью,
должен быть связан с одной или несколькими проблемами данной компании, которые
необходимо проанализировать и решить. Совершенно бесполезно будет задавать
вопросы о росте и развитии, если в ближайшее время не планируются какие-либо
изменения. А самое главное, задавая вопросы о различных проблемах, без плана их
решения, вы можете сбить с толку респондентов, превратив новые неуместные
вопросы в нерешенные.
При правильном планировании и эффективном мониторинге,
данные, полученные в процессе выходного интервью, могут быть использованы при
определении потребности в обучении, пересмотре компенсационных пакетов,
развитии программ лидерства, уменьшении расходов и краж, а также улучшении
отношений с клиентами. Также возможно применение полученной информации в процессе разработки стратегии удержания
работников или этических правил компании. Однако вопросы, которые дают
возможность получить такие данные, должны быть тщательно отобраны и
апробированы.
Важность выходного интервью
Очень часто процесс проведения выходного интервью считается
очень щепетильным. Наибольшей проблемой является то, что этот вид исследования
очень активно развивается, потому уровень контроля, пробного тестирования и
планирования этого процесса оставляет желать лучшего. По этой причине, получив,
в результате проведения исследования, ту или иную информацию, зачастую,
интервьюеры не знают, что с ней дальше делать. Составленная наспех анкета или
вопросник, безусловно, сэкономит время ее создателям, но о достоверности данных
в этом случае говорить не приходится. Кроме того, в процессе такого
исследования можно упустить информацию, которая является действительно важной.
Правильно подготовленное выходное интервью является мощным
инструментом развития, оно может дать ответы на многие вопросы, чего не удастся
найти ни в одной книге. Его не нужно будет изменять ближайшие несколько лет,
ведь в нем полученные ответы можно сравнивать с теми, которые будут даны через
определенный промежуток времени.
В таком исследовании должны быть учтены мельчайшие детали. К
примеру, беседа с «глазу на глаз» может быть более эффективной, однако она
имеет ряд минусов. Уходящему сотруднику может быть не комфортно говорить о той
или иной ситуации в присутствии других людей, и, вряд ли, интервьюер сможет
определить, скрывает ли что-то уходящий сотрудник, если только он не проходил
подготовку в ЦРУ. В большинстве случаев, проведение исследования в письменном
виде, если оно правильно организовано, является более подходящим вариантом,
ведь при помощи него можно получить более подробные ответы, при этом респондент
не будет смущаться или испытывать дискомфорт, как в беседе с глазу на глаз.
Также необходимо обратить внимание на время проведение
выходного интервью. Опрос сотрудников в последние дни работы не даст
достоверных данных, по той причине, что они все еще считаются работниками
компании и, наверняка, обеспокоены тем, чтобы новый работодатель не услышал о
них плохих отзывов. Ответы бывших сотрудников компании и тех, которые сейчас
работают в ней, могут существенно отличатся друг от друга. Причем те, которые
были получены от уволенных сотрудников, будут более правдивыми. Неплохо было бы
связаться с сотрудниками, покинувшими компанию спустя некоторое время, а еще
лучше – если с момента их ухода пройдет более года. В таком случае, они смогут
хорошо обдумать отношение к бывшему работодателю и сравнить его с нынешним
руководителем.
Детали очень важны в процессе проведения выходного интервью.
Если полученные данные не обсуждаются и используются при принятии важных
решений, а также, если информацию о них не получают заинтересованные стороны –
значит они вскоре будут забытыми и проигнорированными в случае появления более
важной информации.
Итак, с чего начать?
Во-первых, определить вашу реальную потребность в выходном
интервью. В том случае, если вы используете эффективные методы получения
необходимой информации, которые используются раз в год – выходное интервью для
вас будет лишней тратой денег. Хорошим вариантом будет сравнить уже
используемые методы исследования с методами выходного интервью, еще до его
проведения. Это даст возможность выяснить, нет ли в них дублирующих элементов.
Во-вторых, определить, информацию о каких отделах вы хотели
бы получить, после чего встретится с их руководителями. В том случае, если
интересуют только HR-ры, было бы неплохо иметь план, каким образом будут
оглашаться полученные данные.
В-третьих, выбрать понятные и надежные инструменты
исследования, которые обеспечат развитие выходного интервью. Поэтапный
процесс начинается с детального ознакомления с вопросами, подготовленными для
выходного интервью, группы сотрудников, которые будут участвовать в
эксперименте, определения структуры исследования и завершается этапом
тестированием. В зависимости от размера компании и масштабов выходного
интервью, это, в среднем, займет около двух недель.
И в завершении, необходимо создать план, при помощи которого
будет обеспечиваться обратная связь для пользователей данными исследования.
Каким будет формат, и как часто заказчики выходного интервью будут получать
обратную связь? Несмотря на то, что это не первый этап, но от того, насколько
правильно и четко он будет спланирован, зависит успех всего выходного интервью.
Читать похожие статьи: Увольнение, как инструмент HR-брендинга
Читать похожие статьи: Увольнение, как инструмент HR-брендинга