
Увольнение: возможен ли выигрыш обеих сторон?
Ответ: "За 120 человек вообще не должен работать, а может даже немножечко вредить".
Анекдот советского времени.
Увольнение сотрудников по любым причинам – не несчастный случай, а естественная часть деловой жизни предприятия. Так к нему и следует относиться. И в этом процессе есть две взаимосвязанные стороны – умение увольняться самому и умение увольнять других. Эта статья будет интересна тем, кто владеет и управляет бизнесом, кто по роду деятельности увольняет других и тем, кто хочет научиться не оказываться в ситуации уволенного без собственного желания.
Умение увольнять как базовая компетенция руководителя

Так можно ли проводить увольнения грамотно и взаимовыгодно для обеих сторон и при этом, увольняя сотрудника, избежать отрицательных эмоций?
Давайте сначала разберемся, какие бывают увольнения. Их можно разделить на 3 типа:
· нормальные, когда компания и сотрудник расстаются по договоренности, сохранив взаимную приязнь и не держа обид;
· проблемные, когда в результате увольнения сотрудника у компании возникают проблемы, т.к. он ставит руководство перед фактом, в результате чего в организации создается брешь, вакуум, который придется быстро заполнять.
Например:
- сотрудник обиделся на что-то и начал немедленные поиски новой работы, без информирования об этом руководства;
- ключевой сотрудник уходит на более высоко оплачиваемую работу прямо с завтрашнего дня;
- сотрудник внезапно увольняется по личным обстоятельствам;
· недоброкачественные - увольнения, которые создают для компании серьёзные последствия.
Например:
- сотрудник пропадает вместе с документами и деньгами и разыскать его невозможно, т.к. местной прописки у него нет, адрес неизвестен, телефон тоже;
- после увольнения сотрудник оказывается на работе у конкурента с "позаимствованными" у бывшего работодателя технологиями, клиентами, идеями;
- сотрудник сам уходит и переманивает за собой персонал компании.

Если вы руководитель компании, то проведите анализ количества и причин увольнений, например, за последний год: какая часть из них была нормальной, были ли проблемные или недоброкачественные увольнения и какие последствия из-за них возникали? Если вы обнаружите, что большую часть увольнений в вашей компании можно отнести к проблемным или недоброкачественным, то следует задуматься, какими убеждениями вы руководствуетесь. Дело в том, что все, что происходит внутри компании, – это отражение убеждений руководителя. Трудно предположить, что есть сотрудники, которые идут на работу и переступают порог с единственной целью: производить бракованные детали, вредить и воровать. Но, попадая в организацию, с ними что-то такое происходит, что заставляет многих из них делать все эти вещи… Почему? Дело во многом в установках и ожиданиях руководителя, которые "считывает" сотрудник. Так один руководитель уверен, что его сотрудник выполнит задание и заработает премию. Другой же уверен в том, что его сотрудник, скорее всего, задание сорвет, а заставить его работать можно, только оштрафовав. Ожидания тех и других неизбежно оправдываются, поскольку руководитель может привлечь к работе людей, только с подобными взглядами и убеждениями (закон магнетизма). И если в компании появляется человек, а тем более группа сотрудников, которая может нанести ей урон, именно руководитель должен задуматься, что ему следует изменить в своей жизненной философии. Ведь бизнес – это "ментальный ребенок" первого лица и он обязательно отражает его личность, сильные стороны, а также его проблемы, предрассудки и убеждения. Нейтральных убеждений нет – каждое обладает значительной силой воздействия. При этом большую часть их мы не осознаем, а они диктуют нам стиль поведения и управляют нашей жизнью. Например, если вы убеждены, что все вокруг воруют и обманывают, думаете или говорите: "Никому нельзя доверять...", "Сейчас все обманывают и норовят украсть...", "Воровать выгоднее, чем честно работать", "Никто пальцем не пошевелит, если не подгонять", то именно так и будет происходить в вашей организации, а вы будете постоянно иметь дело с проблемными и недоброкачественными увольнениями. Если же вы убеждены, что сотрудники, в основном, профессиональны, порядочны и ответственны, именно этому вы и будете находить подтверждение в своей жизни.
.jpg)
Таким образом, все, что вы сегодня имеете, в том числе количество и качество увольнений в вашей организации - это следствие выбора, сделанного вами вчера, на основании своих глубинных убеждений и установок. Ленивые, ворующие и недобросовестные сотрудники - ответ жизни на Ваши убеждения. Если вы хотите перемен в бизнесе к лучшему, придется меняться самим. Для чего в первую очередь нужно задать себе вопрос "Чем лично я как руководитель способствую такой ситуации в моей организации?" и проанализировать свои убеждения относительно окружающих людей, чтобы усилить позитивные и отказаться от неэффективных.
Как вы думаете, почему руководитель не увольняет неэффективных сотрудников пенсионного возраста, низкоквалифицированных сотрудников с не сложившейся личной жизнью, пьющих и т.д.?
За всем этим стоит чувство вины, которое наряду с чувством обиды, больше всего влияет на эффективность работы руководителя. Сначала он из чувства вины не увольняет этих сотрудников, а затем обижается на них за их неэффективную работу и незрелое поведение. Избавиться от чувства вины можно, только, осознав его корни - установку "ты ответственен за всё", которая порождает опеку и не позволяет другим быть ответственными за самих себя. Только осознав это, можно дать сотруднику принять ответственность за свою жизнь на себя и стать самостоятельным. Опека не может участвовать в бизнесе, т.к. не существует никаких бизнес– и иных целей, ради которых стоит создавать внутри компании гибрид детского сада с собесом. К тому же, при опеке акцент делается на слабых и происходит выравнивание по менее результативным сотрудникам по принципу: "Если у вас в эскадре пять линкоров и одна байдарка, то скорость эскадры стремится к скорости байдарки, а не линкоров".
Вот ещё несколько рекомендаций для руководителей, которые помогут им быть грамотными и эффективными в вопросах, связанных с увольнениями сотрудников.
1. Не снимайте с себя полномочия по увольнениям и не пускайте этот процесс на самотек, не замалчивайте и не отодвигайте момент увольнения, а научитесь продуктивно его проводить.
2. Старайтесь любыми способами избегать скоропостижных решений под горячую руку, т.к. недоброкачественные и проблемные увольнения часто являются следствиями таких решений.
3. В компании необходимо готовить потенциальную замену, т.к. если в своей организации вы допускаете наличие ключевых фигур, являющихся "незаменимыми", они будут явно или неявно сопротивляются росту других сотрудников. К тому же, в случае необходимости, их будет трудно уволить без последствий для организации, поскольку они обладают уникальными технологиями, связями, совмещают несколько разноплановых функций и пользуются авторитетом среди других сотрудников.
Проверочный тест: посмотрите, кто кого замещает при уходе в отпуск. Если подмена происходит легко и без проблем, то риск проблемного увольнения невелик. Риск возрастает, если каждый раз приходится ломать голову, идти на компромиссы или сотрудник вообще не бывает в отпуске в силу своей незаменимости.
4. Принимая любые решения по увольнению, необходимо просчитать их возможные последствия для компании: какой информацией владеет увольняемый сотрудник, что он умеет делать и что получится, если свои знания и умения он употребит в пользу конкурента?
5. Старайтесь всегда находить способ объяснить сотрудникам причину увольнения того или иного лица в компании. В ряде случаев увольнение может вызвать нездоровый резонанс в виде сплетен и слухов, что следует решительно пресекать. В других случаях увольнение можно использовать как меру воздействия, объяснив на его примере, с какими именно проступками сотрудников фирма мириться не будет.
6. Необходимо предлагать увольняемому ту или иную форму компенсации - выходное пособие, рекомендацию, помощь в устройстве на другую работу и т.п.
7. Не берите на работу людей, которых в случае увольнения невозможно будет разыскать.
8. Если в интересах компании сотрудника все-таки необходимо уволить, то лучше объяснить ему, почему это будет взаимовыгодно с обеих сторон, так, чтобы он принял решение об увольнении сам.
9. Всегда проводите с увольняемыми собеседования. Любая компания, заботящаяся о своей репутации, должна думать о том, что уволившийся работник будет о ней говорить. Информация на рынке труда распространяется быстро, особенно плохая. Нужно стремиться, чтобы человек покидал компанию хотя бы без негативного отношения к ней. Проводя увольнительное собеседование, также как и собеседование при приеме на работу, руководитель делает главный PR своей компании как работодателю.

Правила проведения увольнительного собеседования
В случае если сотрудник увольняется сам, работодателю важно получить от него максимум полезной информации, дающей возможность изменить работу своей компании к лучшему: почему он уходит из компании, с каким настроением, что он будет говорить о компании за её пределами.
Консалтинговое агентство КАДРЫ помогает провести увольнительное собеседование.
Помощь здесь - жми
Вот ещё несколько рекомендаций для руководителей, которые помогут им быть грамотными и эффективными в вопросах, связанных с увольнениями сотрудников.
1. Не снимайте с себя полномочия по увольнениям и не пускайте этот процесс на самотек, не замалчивайте и не отодвигайте момент увольнения, а научитесь продуктивно его проводить.
2. Старайтесь любыми способами избегать скоропостижных решений под горячую руку, т.к. недоброкачественные и проблемные увольнения часто являются следствиями таких решений.
3. В компании необходимо готовить потенциальную замену, т.к. если в своей организации вы допускаете наличие ключевых фигур, являющихся "незаменимыми", они будут явно или неявно сопротивляются росту других сотрудников. К тому же, в случае необходимости, их будет трудно уволить без последствий для организации, поскольку они обладают уникальными технологиями, связями, совмещают несколько разноплановых функций и пользуются авторитетом среди других сотрудников.
Проверочный тест: посмотрите, кто кого замещает при уходе в отпуск. Если подмена происходит легко и без проблем, то риск проблемного увольнения невелик. Риск возрастает, если каждый раз приходится ломать голову, идти на компромиссы или сотрудник вообще не бывает в отпуске в силу своей незаменимости.
4. Принимая любые решения по увольнению, необходимо просчитать их возможные последствия для компании: какой информацией владеет увольняемый сотрудник, что он умеет делать и что получится, если свои знания и умения он употребит в пользу конкурента?
5. Старайтесь всегда находить способ объяснить сотрудникам причину увольнения того или иного лица в компании. В ряде случаев увольнение может вызвать нездоровый резонанс в виде сплетен и слухов, что следует решительно пресекать. В других случаях увольнение можно использовать как меру воздействия, объяснив на его примере, с какими именно проступками сотрудников фирма мириться не будет.
6. Необходимо предлагать увольняемому ту или иную форму компенсации - выходное пособие, рекомендацию, помощь в устройстве на другую работу и т.п.
7. Не берите на работу людей, которых в случае увольнения невозможно будет разыскать.
8. Если в интересах компании сотрудника все-таки необходимо уволить, то лучше объяснить ему, почему это будет взаимовыгодно с обеих сторон, так, чтобы он принял решение об увольнении сам.
9. Всегда проводите с увольняемыми собеседования. Любая компания, заботящаяся о своей репутации, должна думать о том, что уволившийся работник будет о ней говорить. Информация на рынке труда распространяется быстро, особенно плохая. Нужно стремиться, чтобы человек покидал компанию хотя бы без негативного отношения к ней. Проводя увольнительное собеседование, также как и собеседование при приеме на работу, руководитель делает главный PR своей компании как работодателю.

Правила проведения увольнительного собеседования
В случае если сотрудник увольняется сам, работодателю важно получить от него максимум полезной информации, дающей возможность изменить работу своей компании к лучшему: почему он уходит из компании, с каким настроением, что он будет говорить о компании за её пределами.
Консалтинговое агентство КАДРЫ помогает провести увольнительное собеседование.
Помощь здесь - жми
В случае если сотрудник увольняется по инициативе организации, необходимо объяснить причины его увольнения. Разговор с увольняемым можно начать с подчеркивания его положительных сторон, качеств как человека и сотрудника, и только после этого следует произнести фразу: "К сожалению, несмотря на всё это, мною/ руководством принято решение о нецелесообразности нашего дальнейшего сотрудничества. Я готов рассказать о причинах принятого решения и обсудить с Вами условия Вашего увольнения". Главная цель руководителя в этом случае – добиться того, чтобы сотрудник понял, за что компания его увольняет. Лучше всего представить версию увольнения с точки зрения взаимной пользы не только для организации, но и для увольняемого сотрудника: "Для Вас гораздо выгоднее найти себе применение в другой организации, чем продолжать оставаться здесь". Очень важно при расставании с сотрудником поблагодарить его за вложенный в компанию труд. По какой бы причине не происходило расставание (пусть даже за виновные действия), какое-то время работа этого сотрудника устраивала работодателя, а это значит, что человек приносил пользу.
Чем больше компания опирается на человеческий ресурс, тем внимательнее она должна относиться к увольнению. Для того, чтобы эффективно проводить увольнения и не допускать проблемных и недоброкачественных увольнений, руководителю необходимо научиться анализировать свои убеждения, приводящие к негативным последствиям в компании, конструктивно справляться с чувством вины перед увольняемым сотрудником и сделать процесс увольнений в своей организации системным и управляемым.