Три способа пресечь попытки подчиненных переложить ответственность на ваши плечи : E-xecutive
Кадровый советник (г. Тула) рекомендует к прочтению.
Кадровый советник (г. Тула) рекомендует к прочтению.
Три способа пресечь попытки подчиненных переложить
ответственность на ваши плечи
Считаете, что любая проблема организации ― это ваша
проблема? При этом негодуете, что все приходится делать самому? Вот советы Сергея
Березовского, как перестать взваливать на свои плечи очередную офисную ерунду.
В очередной раз наблюдал, как генеральный директор
организации, для которой мы ведем проект по внедрению регулярного менеджмента,
с готовностью взваливает на свои хрупкие женские плечи очередную ерунду вроде
поломки принтера, отключения интернета или конфликта с поставщиком питьевой
воды для офиса. Вспомнил себя несколько лет назад, когда, будучи руководителем
бизнеса, с разбегу наступал на те же грабли. Жаль, что тогда я не додумался до
одного из следующих решений.
Способ первый: Игровой
Сейчас я бы повесил в кабинете большой секундомер и, собрав
топ-менеджеров, объявил бы, что отныне мое время стоит денег. У меня есть
вопросы, которые относятся к моей исключительной компетенции. И, обращаясь ко
мне с проблемами собственной сферы ответственности, мои коллеги не позволяют
мне заниматься решением моих задач. Поэтому каждый раз, когда мои управленцы
заходят в мой кабинет для обсуждения каких бы то ни было вопросов, я буду
включать секундомер. А в конце месяца стоимость моего рабочего времени будет
вычитаться из зарплаты подчиненного, который «приобрел» у меня это время.
Конечно, существуют вопросы, требующие моего волеизъявления. Но для их
обсуждения и принятия решений существуют плановые совещания, планерки.
Эту идею можно развивать: например, назначить премию за
личную эффективность подчиненных, начисляемую за отсутствие обращений к
генеральному директору, а уже из нее вычитать реально «выкупленное» у меня
время. Можно предложить управленцам распространить эту систему на их
подчиненных ― вниз по структурной иерархии.
Я уверен, что эта система сработает. Во всяком случае, при
достаточно «игровом» руководителе и должном уровне чувства юмора у членов
управленческой команды.
В организациях, переживающих период становления или бурных
изменений, где, в силу объективных причин, отсутствуют четкие стандарты
деятельности, распределение зон ответственности и устоявшиеся обычаи
межфункционального взаимодействия и решения проблем, такой игровой подход вряд
ли позволит исключить обращения к вам подчиненных по мелочам. Но он будет
единственно возможным. Он зафиксирует в голове ваших сотрудников необходимость
дважды подумать, прежде чем обращаться к вам. Он позволит отфильтровать
действительно значимые проблемы, с решением которых не могут справиться
подчиненные, заставит проявиться ситуации, которые требуют стандартизации и
регламентации. В идеале же необходимо стандартизировать все процессы.
Способ второй: Продуктный подход
Очевидно, что если подчиненным удается свалить на босса
решение задач, которые относятся к их компетенциям, это говорит о низком уровне
технологической зрелости организации. Это отнюдь не камешек в огород
генерального директора. Становление технологической зрелости ― очень длинный
путь, где ни одна организация не способна прыгнуть через несколько ступенек.
Скорее всего и у вашей компании все впереди.
Когда мы ― консультанты по управлению наблюдаем принятие
руководителем на себя ответственности за решение проблем, не относящихся
(условно) к стратегическому уровню управления ― это весьма диагностично. Это
говорит об отсутствии регламентированных или, по крайней мере, согласованных
бизнес-процессов, о непонимании как подчиненными, так и самим руководителем
целей работы, границ ответственности и показателей эффективности управленцев.
Проведите простой эксперимент: на очередной планерке
попросите подчиненных несколькими предложениями описать на листе бумаги их
основную роль в организации и ответить на вопрос: по каким критериям по их
мнению вы ― генеральный директор ― оцениваете успешность их работы. Для чистоты
эксперимента будет здорово, если вы уже подготовили собственное описание их
ролей и показателей эффективности, также в письменной форме. Уверен, сравнение
вашего видения с интерпретацией подчиненных станет для вас очень полезной пищей
для размышлений.
Четко закрепить зоны ответственности и критерии для оценки
эффективности управленца позволяет в наибольшей степени процессный подход к
управлению. Описание бизнес-процессов выделяет продукт каждой операции,
требования к которому также жестко заданы. Именно за такой продукт несет
ответственность владелец процесса, а контроль обеспечивает либо внешний клиент,
либо клиент внутренний ― владелец следующей операции в цепочки
бизнес-процессов, для которого данный продукт является ресурсом. Такое четкое разграничение
ответственности стало бы идеальным механизмом пресечения обращения к
генеральному директору по мелочам.
Однако мы знаем, насколько длительной и ресурсоемкой задачей
является оптимизация бизнес-процессов с детальным описанием всех рабочих операций.
Для некоторых организаций эта задача является неоправданно дорогой. А для
многих бизнесов, находящихся на ранних этапах жизненного цикла, внедрение
процессного управления следует признать преждевременным. Попробуйте вместо
этого продуктный подход.
Продуктный подход получает значительное распространение в
наши дни в силу простоты и отсутствия длительной стадии внедрения. Таким
образом, он вобрал в себя часть лучших качеств подхода процессного, лишившись
его трудоемкости, временных и финансовых затрат. Идея проста: сформулируйте
функции каждого из топ-менеджеров, ответив на вопрос: какой продукт вы
покупаете у данного сотрудника. Зафиксируйте в должностной инструкции в
качестве основной, генеральной функции сотрудника именно этот продукт.
Например: «Директор службы маркетинга обеспечивает
непрерывный входящий поток потенциальных клиентов и стабильный рост их
конверсии в покупателей». Заметьте, в такой формулировке уже «зашита»
возможность оценки эффективности службы маркетинга. Это вместо привычного: «исследует
рынок, планирует эффективное использование рекламного бюджета, определяет
каналы продвижения» и так далее. То есть продукт работы определяется, а
инструменты, посредством которых подчиненный создает этот продукт, намеренно
опускаются. Их можно стандартизировать на будущих этапах жизнедеятельности
компании.
Безусловно, все несколько сложнее, чем я пытаюсь
преподнести, но технология продуктного подхода к определению служебных функций
не является предметом данной статьи. Важно, что это наиболее простой и
действенный механизм разграничения зон ответственности и формирования
показателей эффективности подчиненных. Он позволяет добиться точного и
единообразного понимания у вас и у вашей управленческой команды относительно
того, какие вопросы находятся в рамках и за рамками их компетенции. Кроме того,
продуктный подход служит мощным драйвером настройки межфункционального
взаимодействия. Ведь, как правило, продукт работы одного структурного
подразделения невозможен без слаженной работы с другими подразделениями. Не
исключая конфликтов между отделами и отдельными сотрудниками, продуктный подход
заставит их искать согласия, компромисса… или спровоцирует вскрытие глубинных
разногласий, некомпетентности сотрудников и других проблем.
Способ третий: Вернитесь из гемба!
На самом деле очень часто причиной принятия боссом на себя
ответственности подчиненных ― это проблема именно босса, а не сотрудников. Мне
всегда казалось, что я, как генеральный директор, в ответе за все без
исключения. Любая проблема организации ― прежде всего моя проблема.
В известной степени это так и есть. И как минимум половина
знакомых мне руководителей бросаются выполнять техническую работу. Сетуя при
этом, что все приходится делать самому. Работая по 12 часов в сутки. Если вы
один из них, вот мой совет: вернитесь из гемба!
Гемба в философии кайдзен ― это то место, где реально
производится продукт или оказывается услуга. Например, цех производства или
кабинет, где установлено кресло дантиста. «Иди в гемба» ― один из ключевых
принципов японской системы управления бизнесом, в соответствии с которым успеха
можно добиться, лишь сделав гемба отправной точкой для совершенствования
операций, продукта и сервиса. Так что высказанная мною мысль, звучит весьма
крамольно.
Но дело в том, что в отличие от японских менеджеров
отечественные руководители не наблюдают процесс работы в гемба с позиции «сбоку
и сверху», а принимаются за непрерывную техническую работу. Согласитесь, это в
гораздо меньшей степени способствует рефлексии и созиданию совершенной системы
управления. Поэтому вернитесь из гемба!
Вот несколько простых идей:
1. Раз в неделю не выходите на работу вообще, назначая
«исполняющим обязанности» различных топ-менеджеров. На следующий день требуйте
детального отчета. Вскоре вы заметите, что многие вопросы решаются и без вашего
участия. И если они решались не так, как вы считаете правильным, это будет
прекрасным поводом донести до подчиненных «политику партии».
2. Если подчиненные требуют вашего участия в решении, какого
либо вопроса, сначала думайте не о самой проблеме, а о том, в сфере чьей
ответственности она находится. Для оринетира повесьте в своем кабинете большой
плакат с описанием функций топ-менеджеров в продуктном выражении.
3. Если проблему приносит менеджер, в чьей компетенции, на
ваш взгляд, как раз и находится данный вопрос, произнесите задумчиво: «Кому бы
мне поручить решение этой проблемы…». С большой вероятностью, ваш подчиненный
придет к выводу, что никого кроме него привлекать не стоит. Или действительно
поручите решение кому-то из другого структурного подразделения. В общем,
экспериментируйте.
4. Обязательно поощряйте за эффективное решение нештатных
ситуаций; журите в случае, если проблема потребовала вашего участия; обращайте
внимание, но не в коем случае не наказывайте, если ситуация разрешилась без
вашего участия, но решение вы считаете неудовлетворительным. Используйте такие
ситуации, чтобы лучше объяснить Вашу позицию, цели и ценности организации.
5. Отправляйтесь в гемба не для исполнения какой-то работы,
а для оценки эффективности операций и степени удовлетворенности клиента.