Разоблачение 12 опасных заблуждений при работе с творческими сотрудниками
Кирилл
Митягин:
Всем
хочется работать с творческими личностями, экономить на окладах «офисных
хомяков», оптимизировать рабочее пространство и время, да только не все
работодатели знают «правила безопасного поведения» с таким типом сотрудников. Кирилл
Митягин в соавторстве со своим коллегой Николаем Зайченко консультируют
о возможностях защиты результатов интеллектуальной деятельности в правовом
аспекте.
Наш опыт
показывает, что в российской бизнес-среде бытует с дюжину вредных заблуждений и
даже опасных привычек при работе с творческими сотрудниками.
Откуда и как
они пошли – дело историков, наше дело, как юристов, – назвать их и дать
профессиональные (а не любительские) советы.
(для удобства просмотра материала - скачайте его здесь
Заблуждение
/
опасная
привычка
|
Прямая
речь Клиентов
|
Как
правильно
|
Сотрудник
на трудовом договоре
|
||
1. С
творческими сотрудниками можно заключить типовой трудовой договор (легко
скаченный из интернета) и даже не думать закреплять в договоре специальные
обязанности персонала
|
«У нас
штатный дизайнер разрабатывал сайт, до конца не сделал и уволился, унёс всё с
собой, а теперь ещё и денег требует».
|
Закрепить в
трудовом договоре условия о создании по заданию Работодателя результатов
интеллектуальной деятельности (далее - РИД):
- произведения науки, литературы или искусства,
- программы
для ЭВМ;
-
технические и дизайнерские решения и т.д.
|
2. Хороший
способ сэкономить деньги компании и акционеров – не тратиться на оформление
своих прав
|
«Наш
автор писал статьи и делал иллюстрации для компании. Позже мы узнали, что эти
же тексты (с минимальными изменениями) он продавал «налево» другим
интернет-порталам».
|
-Внедрить
систему оформления прав компании-работодателя на РИД: изобретения, научные произведения,
ноу-хау (секреты производства), дизайнерские проекты, изображения товарных
знаков, тексты, графики, фото- и видеоматериалы.
- Учитывать
расходы на создание РИД
- Ставить
на баланс нематериальные активы (далее - НМА)
|
3. Никогда
не выплачивать сотрудникам авторские вознаграждения
(они ведь даже зарплату не отрабатывают) |
«Наш
маркетолог потребовал бонус при продаже Клиенту концепции разработанной
рекламной компании.
Да, он
автор, но мы же платим ему зарплату, почему еще должны дополнительно платить
как автору?».
|
- Заключать
с сотрудниками авторские договоры
- Разделить
оплату труда на части: (1) заработная плата + (2) авторские вознаграждения за
творческие решения
- Бонус:
построение системы мотивации персонала
|
4.
Отказаться от оформления документов: служебные задания, отчеты об
их исполнении, акты передачи результатов интеллектуальной деятельности – это
лишняя трата времени и бумаги.
Надо верить
людям, особенно тем, кто скоро увольняется…
|
«Разработчик
нашего программного обеспечения заявил, что права на программу принадлежат
ему, так как сделал он её в нерабочее время. Предъявил многомиллионный иск о
выплате компенсации»
|
-
Разработать систему корпоративного документооборота
- Внедрить
в компании Систему менеджмента интеллектуальной собственности
|
5. Сделать допуск
к информации в компании максимально доступным и
демократичным для всех
|
«Сотрудники
проработали у нас 3 месяца, обучились, скопировали нашу базу данных клиентов
и открыли свое кадровое агентство».
|
-
Разработать и внедрить локальные нормативные акты о защите конфиденциальной
информации
-
Установить режим коммерческой тайны и
юридическую
ответственность (например, штрафную неустойку) за разглашение
-
Подписывать с каждым сотрудником соглашение о неразглашении информации
|
Сотрудник
на аутсорсинге
(договор
подряда или оказания услуг)
|
||
6.
Приобретать авторские права у юридического лица, не задумываясь
ни о чём…
|
«Заказали
прототип сайта крупной дизайнерской студии, а они не смогли передать
нам авторские права, т.к. у них самих не оформлены отношения
с авторами»
|
По
действующему Гражданскому кодексу в России Автором результата творческой
деятельности может быть только физическое лицо.
Получайте
права непосредственно у автора или проверяйте цепочку перехода прав.
|
7.
Выплачивать аванс авторам без гарантий, а требования
к результату работ формулировать максимально размыто и устно «на
словах»
|
«Заплатил
за разработку рекламного видеоролика, сроки были нарушены, предложенные
варианты не устроили, а аванс мне вернуть отказались»
|
- Оформлять
письменное техническое задание (приложение к договору) и четко формулировать
требования к результатам работ
- Брать
гарантии возврата аванса
-
Устанавливать штрафы за просрочку
|
8. Доверяй –
не проверяй (на антиплагиат)
|
«Под
видом своей работы исполнитель нам продал, оказывается, чужие работы,
а теперь авторы нас обвиняют в нарушении авторских прав и требуют
компенсацию, хотя мы за них сами же заплатили».
|
- Проверять
на плагиат
- Получить
гарантии отсутствия нарушений прав третьих лиц
-
Предусмотреть обязанность компенсации за нарушения прав третьих лиц
|
9. Всегда верить
устным заверениям контрагента, его репутации и имиджу
|
«Передали
разработчику исходные материалы, посветили в суть бизнес-модели (идеи), а он
ей воспользовался: параллельно сделал собственный проект и зарегистрировал
название, домен и уже подал заявку на товарный знак»
|
- Подписывать
соглашения о неразглашении информации со всеми участниками проекта
-
Устанавливать ответственность за разглашение информации
- Заключать
соглашения о не конкуренции
|
10. Не
беспокойтесь о деятельности за границей. Если уж начали
оформлять, то только на Родине!
|
«Зарегистрировали
в России товарный знак на свои услуги. Обнаружили, что аналогичный товарный
знак уже зарегистрирован на Украине».
|
Регистрировать
товарные знаки и объекты интеллектуальной собственности во всех странах, в
которых будете вести бизнес
|
11.
Отказаться от четкого описания целей и результатов совместной
творческой деятельности
|
«Мы
заказали авторский тренинг специально для нашей компании, сами принимали
участие в его разработке, заплатили дополнительно к обычной цене. Потом
оказалось, что этот же тренинг с минимальными отличиями продается другим
компаниям»
|
- Заключать
договоры на «эксклюзивных» условиях
-
Предусматривать объем, территорию и срок действия приобретаемых прав
|
12.
Подписать документы можно в процессе работы, главное – не
сбавлять скорость работы, а бумажные формальности – только помеха бизнесу, их
можно оставить «на потом»…
|
«Начали
съемки до подписания контракта с актером. Договорились о цене за съемочный
день, а после съемок актер сказал, что думал это цена за одну сцену и
требовал оплату за все 3 сцены. Поссорились, пришлось пойти на уступки (ведь
снимать заново с другим актером еще дороже!). Все остались недовольны друг
другом».
|
- Уделите
пристальное внимание оформлению всех документов
- Сделайте типовые формы
и требуйте от своих исполнителей работать по этим формам (с типовыми формами
смогут работать даже сотрудники без «выдающейся» квалификации)
-
Договаривайтесь «на берегу»
|
Как
специалисты, мы твёрдо знаем: есть типовые ошибки. Есть типовые (и не типовые)
решения. При этом многие проблемы можно прогнозировать заранее – до того, как
они ударят по Вашему бизнесу.
Кто
предупрежден – тот вооружен.
Орфография
и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были
предложены автором.