четверг, 16 мая 2013 г.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ




НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ

Переход к инновационной экономике в первую очередь осуществляется за счет использования инструментов технического регулирования в отрасли. Ключевой составляющей техрегулирования является компетенция персонала.  В настоящий момент ведется подготовка к запуску  нового пилотный госпроекта по формированию Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК). Крупный бизнес, как правило, пытается решить кадровые проблемы самостоятельно, а средний и малый бизнес на это просто не способен. Профессиональные сообщества в этой ситуации не смогли наладить взаимодействие между работодателями и образовательными структурами, и отечественный бизнес в настоящий момент не готов к использованию эффективных инструментов обеспечения глобальной конкурентоспособности – созданию корпоративных и отраслевых платформ компетенций, соединяющих профессиональные, организационные и персональные компетенции в единую систему. Без этих платформ квалификационные системы оказываются оторванными от текущих и перспективных нужд бизнеса, поскольку ориентированы не на интересы потребителей образовательных услуг, а на сложившиеся практики и стандарты систем образования, что и закрепляется, фактически, идущей реформой образования и предложенным Минобрнауки проектом ФЗ «Об образовании»  Таким образом, налицо отсутствие в стране современной модели прогнозирования спроса на квалификации на основе компетентностного подхода, что создает реальную угрозу со вступлением в ВТО для обеспечения необходимым кадровым потенциалом отечественной промышленности, в первую очередь в высокотехнологичных и быстроразвивающихся отраслях. 

Основными целями создания Национальной системы компетенций и квалификаций в Российской Федерации являются:
•  Обеспечение государства и бизнеса необходимым инструментом для управления компетенциями и квалификациями кадрового потенциала, в целях поддержки вновь создаваемых высокотехнологичных организаций и других нужд инновационной экономики;
•  Усиление мотивации специалистов к саморазвитию посредством повышения социального статуса профессионалов в обществе;
• Возможность синхронизировать образовательные и профессиональные карьерные траектории граждан с планами развития страны или компаний;
•  Формирование национальной информационной системы, содержащей информацию о прогнозах и существующих квалификациях и компетенциях на рынке труда, формах и способах их освоения и признания;
• Создание современной инфраструктуры экономики, основанной на знаниях, для ускоренного развития профессионального потенциала страны, обеспечения глобальной конкурентоспособности ее ведущих отраслей и отдельных компаний; 
• Обеспечение гибкой взаимосвязи потребностей и прогнозов рынка труда в компетенциях с системой общего и профессионального образования.


Основные принципы национальной системы компетенций и квалификаций:
• 
Национальная система компетенций и квалификаций должна соответствовать современным международным тенденциям и лучшим мировым практикам. 
•  Система должна быть основана на частно-государственном партнёрстве с прямым участием в ней бизнеса, профессиональных сообществ и специализированных экспертных организаций, отвечающих за развитие компетенций и квалификаций как на федеральном, так и региональных уровнях при обязательной общей регулирующей роли государства.
•  Национальная система компетенций и квалификаций должна учитывать наличие различных технологических укладов в экономике страны, поддерживая необходимый уровень профессиональной компетентности в отдельных отраслях, а также в региональных и инновационных кластерах.
•   Наличие единого органа (наблюдательного совета), отвечающего за координацию работ по развитию человеческого потенциала страны и обеспечение условий поддержания глобальной конкурентоспособности человеческого капитала.
• Наличие согласованных подходов и методов на базе постоянно развивающейся системы мониторинга/бенчмаркинга их применения с использованием механизмов управления знаниями.

Реализация поставленных целей

Для реализации поставленных целей - появления в стране национальной системы компетенций и квалификаций, работа ведется в три этапа. Единые принципы, по которым будет функционировать национальная система компетенций и квалификаций в Российской Федерации, должны быть гармонизированы с международными практиками.

В процессе поэтапной реализации будет производиться:
• Включение  в состав рабочей группы  по созданию национальной системы компетенций и квалификаций представителей зарубежных  и международных профессиональных сообществ,  отраслевых объединений работодателей, среднего и крупного бизнеса, институтов развития и гражданского общества;•  Привлечение зарубежных экспертов с целью обсуждения обсуждение ключевых документов;• Проведение сравнительного анализа структуры, содержания, и результатов функционирования лучших мировых практик национальных и международных систем квалификаций и компетенций; на основе проведенных исследований международного состояния и состояния в РФ разработать рекомендации для детальной реализации проекта;• Обеспечение интенсивной общероссийской/международной коммуникации различных профессиональных сообществ по ключевым проблемам собственного развития.  

Структура национальной системы компетенций и квалификаций


В соответствии с дорожной картой в структуру Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК) должны войти: 
1. Отраслевые и кластерные советы по квалификациям и компетенциям; 
2. Профессиональные НП и СРО, осуществляющие разработку и поддержание профессиональных стандартов на основе НСКК в соответствии с лучшими мировыми практиками;
3. Сеть корпоративных/отраслевых центров компетенций, разрабатывающих и поддерживающих методические рамки/стандарты формирования платформ компетенций – инструментов совместной регуляции потоков человеческого капитала и связанных с ним неосязаемых активов; 
4. Сеть учебно-методических объединений, обеспечивающих подготовку кадров для НСКК;
5. Сеть центров профессиональной сертификации и аккредитации, действующих согласно международным стандартам и лучшим мировым практикам, которые приняты НСКК.


ОТРАСЛЕВЫЕ И КЛАСТЕРНЫЕ СОВЕТЫ ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ  И КВАЛИФИКАЦИЯМ


Ключевыми объектами Национальной системы по развитию человеческого капитала станут отраслевые и кластерные советы по компетенциям и квалификациям, реализующие  рыночный механизм, интегрирующий децентрализованную ответственность работодателей на местах, с одной стороны, и их консолидированную ответственность за развитие и повышение конкурентоспособности в конкретной области профессиональной деятельности на международном и национальном уровне.



Нормативно-правовая рамка

•  Закон о СРО
•  Закон «Об образовании»
•  Закон о стратегическом планировании
•  Указ президента РФ о создании единой системы аккредитации.
•  Трудовой кодекс
•  Пенсионное законодательство

Финансирование создания и функционирования национальной системы компетенций и квалификаций
Для создания устойчивой и самоокупаемой системы управления кадровым потенциалом, был проведен  анализ функционирования и поддержки наиболее успешных и устойчивых систем развитых стран мира. Результаты предварительных исследований говорят о том, что:
Первоначальные инвестиции для запуска национальных систем и предоставление административных ресурсов осуществляет государство. Приведем лишь некоторые факты:   на поддержку такой системы в Шотландии в год уходит 235 000 000 рублей (5 000 000 фунтов стерлингов), в Германии создание инфраструктуры системы профессиональной поддержки  специалистов (только в области ИКТ) стоило государству в €700 млн; Функционирование национальных систем компетенций и квалификаций осуществляется на основе софинансирования государства и бизнеса. Опыт отлаженной национальной системы квалификаций Великобритании показывает, что система полностью самоокупаемая: согласно ежегодному отчету (Annual Qualifications Market Report 2011), наблюдается ежегодный рост количества сертифицируемых различных групп специалистов, а объем рынка достигает £933 млн. Граждане Великобритании платят за услуги по переобучению, дополнительному профессиональному обучению и сертификации самостоятельно, а государство и бизнес адресно инвестирует в наиболее перспективные и необходимые направления, помогая гражданам в трудоустройстве, а бизнесу к открытию новых рабочих мест.   

Исходя из этого, предлагается финансирование создания национальной системы компетенций и квалификаций и запуск основных механизмов системы осуществить за счет средств государственного бюджета.
Назрела серьезная необходимость подойти к решению вышеобозначенных проблем глобально с активным участием бизнеса и профессионального сообщества, на что указал Владимир Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной 13 февраля 2012 года в «Комсомольской правде»: 
«Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К сожалению, результаты очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря - это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства».



Текст составлен с использованием материалов Агентства стратегических инициатив